Секреты успешной сдачи экзаменов

Все мы знаем, что экзамен – лотерея. И все ошибаемся. Иначе, почему одни все время выигрывают, а другие, увы, никогда? Экзамены – это не просто отчет об усвоении некой суммы знаний по какому-то предмету или кругу вопросов. Это и не только экзекуция, которую нужно потерпеть ради получения оценки не ниже определенной. Нет, экзамены, при всем при том, – это еще и технология, и даже тайны, порой очень маленькие, но неизменно очень значительные и, несомненно, важные.

В эти тайны успешной сдачи экзамена мы попробуем окунуться.
 

Как готовиться к экзамену

Самая популярная ошибка в подготовке к экзамену – действовать по принципу: «Проходим по очереди все билеты» (например, оставшийся месяц пишем в день по билету). Лучше использовать технику подготовки «3 – 4 – 5». Время до экзамена делится на три равные части. В первые, скажем, 10 дней надо пройти все темы на «троечку», во вторые 10 дней – на четверку, а в оставшиеся – отшлифовать знакомое и убрать ошибки. Это исходя из пятибалльной системы. У такого способа есть сразу несколько преимуществ. Пользуясь этим методом, Вы избавитесь от страха опоздать и не выучить, а повторение, как известно, – «мать учения». К тому же Вы получаете целостное представление об изучаемом пpедмете. Опытные преподаватели говорят, что непотопляемый студент – это тот, который умеет говорить на языке предмета, имеет понятие об общей структуре, знает, что можно не учить, и вовремя блеснет яркой деталью.

 

Еще несколько советов, как готовиться к экзамену

  • организуйте подготовку по четкому плану, каждый раз, когда Вы начинаете готовиться, нужно ставить определенную цель: какой объем информации и какие именно темы Вы будете сейчас штудировать;
  • зная свои «золотые часы», распределите темы на часы подъема (посложнее) и спада (полегче);
  • если вдруг возникает страх перед предметом, надо резко встать, отвернуться от стола, сделать несколько медленных, глубоких вздохов и выдохов и только затем опять приступать к делу;
  • обязательно делайте короткие, но регулярные перерывы: отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления;

    Физкультура победит адреналин! Волнение, тревога непременно связаны с мышечным напряжением. Всем известно, что страх может вызвать спазм гортани, онемение отдельных частей тела. Чтобы уберечься от нежелательных последствий стресса, в целях профилактики рекомендуется уделять время для физических упражнений (3-4 раза в день по 15 мин). Например, еще утром лежа в постели, потягиваясь, вращайте ступни ног, кисти рук, напрягите и расставьте поочередно мышцы всего вашего тела. Начните с мышц лица: высоко поднимите брови (сожмите в “гармошку” мышцы лба на 5-7 с) и опустите, расслабьте их; надуйте щеки как воздушный шарик, а затем понаблюдайте за процессом сдувания; растяните губы в улыбку и сделайте лицо невозмутимо спокойным. Повторите каждое упражнение по 3-4 раза. Поработайте, напрягая и расслабляя мышцы шеи, груди, живота, рук и ног. Таким образом, организованное тело организует и ваш разум.
    Минутки отдыха. В перерывах между занятиями закройте глаза и представьте себя кусочком масла, который лежит на тарелке, стоящей на подоконнике. На него падает луч теплого, весеннего солнца. Масло начинает таять, медленно растекаясь по тарелочке. Все тело расслаблено, в мышцах приятное тепло, Погрелись? А теперь открывайте глаза и с радостью продолжайте поглощать научные догмы.

  • старайтесь обходиться без стимуляторов (кофе, крепкий чай): нервная система перед экзаменом и так на взводе;
  • помните, что воспроизводить заученный материал лучше всего в том же функциональном состоянии, в котором он был заучен. Если Вы все учили поздно вечером, напившись крепкого кофе, а на экзамене отвечаете рано утром, да еще под воздействием валерианки, то шансов все хорошо вспомнить и рассказать у Вас гораздо меньше;
  • вечер перед экзаменом надо заняться любым отвлекающим делом: прогуляться,
    искупаться, а ночью – хорошо выспаться;

    Прогулка перед сном или открытая форточка на ночь. “Какая прогулка!”- возмутитесь Вы, закопавшись в учебниках. И будете не правы. Сколько бы еще ни оставалось невыученного материала, найдите 15 мин для прогулки на свежем воздухе. Это отвлечет Вас от “зубрежки”, укрепит вашу нервную систему, обогатит мозг кислородом, а он (мозг) в благодарность за это сможет поглощать и “переваривать” знания с большим аппетитом.
    Сон – это важно. Постарайтесь перед экзаменами, особенно накануне, хорошо выспаться. Полноценный сон всегда был лучшим средством для восстановления физических сил и психических способностей (памяти, внимания, мышления), а, следовательно, и работоспособности.

  • последние 12 часов должны уйти на подготовку не знаний, а организма;
  • Умное меню. Ваш организм как никогда нуждается в витаминах. Специалисты по питанию утверждают:

    • орехи – благотворно влияют на работу мозга и укрепляют нервную систему;
    • морковь – улучшает память;
    • капуста – снимает стресс;
    • витамин С (лимон, апельсин) – освежает мысли и облегчает восприятие информации;
    • бананы, клубника – помогут спать спокойнее;
    • креветки – помогут сконцентрировать внимание;
    • шоколад – питает клетки мозга.

    Предлагаем вам рецепт коктейля, помогающего освежить память и сохранить силы: 1 чайная ложка меда, 1 желток, 1 стакан сока лимона или апельсина.

  • по дороге на экзамен хорошо листать знакомые материалы, чтобы настроится психологически: вот, сколько я знаю.
  • Оптимизм – залог успеха. Главное, собираясь на экзамен, нельзя твердить: «Совершенно ничего не помню», «Ничего не знаю» и т. д. Нужно, наоборот настраивать себя: «Я сдам», «Я все знаю», «Я все выучил», «Я абсолютно спокоен, уверен в своих знаниях» и т. д. Это на подсознательном уровне организует и заставит вас сконцентрировать все внутренние силы на решительный бросок- сдачу экзамена.

 

Шпаргалки

Шпаргалки – вещь чрезвычайно полезная, но при двух условиях: во-первых, шпаргалки должны быть написаны лично. Дело в том, что в процессе написания шпаргалки, материал обобщается, укладывается в памяти одновременно, зрительной, механической и т.д. Хуже обстоит дело, если шпаргалка не Ваша, и на экзамене Вы ее увидели впервые. Будьте готовы к неожиданностям. После того, как Вы даже «одним глазком» загляните в шпаргалку, у Вас будут трястись руки и смешается все в голове, по крайней мере, минут на 5. Дело в том, что списывание со шпаргалки – чрезвычайно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово. По этой причине важно соблюдать второе условие – доставать шпаргалку есть смысл только тогда, когда Вы не знаете вообще ничего. Если вопрос стоит: «3» или «4», то риск слишком велик. Помните, что экзаменатор, как правило, все видит, просто по разным причинам не всегда «хочет» замечать, что кто-то списывает.

 

Как выглядеть на экзамене

Аккуратная, опрятная одежда не только поднимет Вас в глазах экзаменатора, но и придаст Вам больше уверенности в своих силах. Когда люди хорошо выглядят, им легче добиться успеха или решить сложную проблему. Часто учащиеся совершают следующую ошибку: они намеренно плохо выглядят, изображая сильно больного, чтобы вызвать жалость. Выбирайте нейтральные или традиционные цвета одежды, избегайте ярких и излишне экстравагантных вещей. В таком виде на экзамене Вас непременно все заметят, но вот вряд ли оценят по достоинству. Кроме этого, если Вы будете слишком выделяться из общей массы, будьте готовы, что Вам будут чаще делать замечания и следить за Вашим поведением.

 

Когда идти отвечать

К концу дня экзаменаторы, как правило, менее внимательны, утомлены, они чаще останавливают учащихся. Но и оценки в конце дня, как правило, ниже. Здесь часто срабатывает преподавательский стереотип: «Сильные идут первыми». Если Вам нужна только высокий балл, идите отвечать в первой пятерке. Если Вы знаете предмет не на «отлично», то рекомендуется некоторое время стоять перед аудиторией и спрашивать всех выходящих о том, какие вопросы задавали, и впитывать как губка.

Дополнительные вопросы часто повторяются. И, наконец, самый крайний вариант – идти отвечать последним. Обычно его используют те, кому нужна «тройка». Этот вариант дает возможность остаться один-на-один с преподавателем и сообщить ему дополнительные сведения о себе (любовь к предмету, тяжелое детство и т.п.). Идти отвечать в конце группы нежелательно еще и потому, что длительное ожидание утомит Вас, Вы рискуете «перегореть». В группах, ожидающих сдачи экзамена, постоянно поддерживается напряженность, которую сложно выносить несколько часов подряд.

 

Как готовиться к ответу

Во-первых, прочитайте весь билет до конца и оцените, какой пункт для Вас наиболее легкий. Наметьте себе последовательность от самого легкого пункта к самому трудному. Следите по часам за временем, отведенным на каждый пункт, лучше на каждый вопрос написать хоть что-то. Желательно, чтобы это был, как минимум, план ответа и, обязательно, полностью прописанные первые фразы. Хорошо начать ответ – 50% успеха. Если осталось время, на письменном экзамене проверьте все хорошенько еще раз, а на устном – послушайте, как сдают экзамен другие, какие вопросы им задают и т.д. Никогда не ходите отвечать с чистым листком, этим Вы лишаете преподавателя возможности выбирать, какую форму ответа – письменную или устную – ему оценивать удобнее и выказываете некоторую ленивость со своей стороны. Известно, что несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа.

 

Как говорить и держаться

Соотношение Вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75-80% на 25-20%. При уменьшении высказываний экзаменатора Вам будет сложно поддерживать обратную связь, а при увеличении – экзаменатору покажется, что на вопрос ответил он сам. Если экзаменатор слишком много говорит сам, перебивать его нельзя, но необходимо делать меньше пауз в своем ответе и говорит в умеренно быстром темпе. Если экзаменатор все время молчит и не смотрит на Вас, это не очень хороший признак, и нужно установить с ним контакт. Для этого можно делать короткие логические паузы, выделять интонацией важные места, задавать риторические вопросы. Очень хорошо, если Вам удастся прямо во время ответа нарисовать какой-нибудь график или схему, это неизбежно заставит экзаменатора обратить к Вам свое внимание, и произведет хорошее впечатление.

Пользуйтесь «принципом зеркала»: всей душой полюбить преподавателя (но не заискивать), и, отражая Ваше очарование, он ответит Вам взаимностью. Если Вы не очень уверены в своих знаниях, говорите бодро и очень ритмично, но не слишком громко, уставший экзаменатор может довериться первым правильным фразам, а то и интонации и не слушать суть. А ритмичность ответа «убаюкивает» внимание. Только особо важные моменты, которые Вам хорошо известны, нужно выделять интонацией и паузами.

И последнее. Если ответ на вопрос Вам совершенно неизвестен, худшее, что Вы можете сделать – это развести руками. Надо говорить первое, что пришло в голову, вовлечь экзаменатора в диалог и дать ему возможность самому ответить на билеты или, по крайней мере, подсказать Вам. То же касается окончания ответа. Если Вы уже сказали все, что знали, а экзаменатор продолжает Вас внимательно слушать, нужно отвечать по второму кругу, но, конечно, меняя формулировки.

 

Удачи Вам на экзаменах!!!

 

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Версия для печати Версия для печати