УО "Брестский государственный колледж связи"
 

Советы родителям

Памятка для родителей по курительным смесям

Рекомендации родителям

Буллинг и кибербуллинг

Ненасильственное общение

Язык жизни: ненасильственное общение

Что такое ненасильственная коммуникация или общение (ННО)?

Концепция ненасильственного общения (ННО), еще она называется ненасильственной коммуникацией, была разработана в 1960-х годах прошлого века американским психологом Маршаллом Розенбергом. Детский опыт заставил его столкнуться с большим количеством агрессии и насилия, поэтому он мечтал, чтобы общение людей было другим. Он верил, что люди на самом деле очень искренние и добрые, но главная проблема лишь в том, что они неправильно выстраивают общение друг с другом. Причем дело даже не в самих людях, а отчасти еще и во фразах и конструкциях, которые сами по себе негативны.

Свою концепцию ненасильственного общения (ННО) психолог описал в книге «Язык жизни». И эту проблему он предлагает решать двумя способами: во-первых, следить за своей речью, а во-вторых, видеть за словами собеседника его истинные намерения. Так построить мирный диалог намного проще.

С тех пор система ННО существенно видоизменилась, но вот 4 ее главных компонента остались прежними: безоценочное наблюдение за ситуацией, определение эмоций, выражение потребности и просьба об удовлетворении этой потребности.

Что может препятствовать ненасильственному общению (ННО)?

  1. Привычка к оценочным суждениям.Если поведение того, к кому мы обращаемся, не соответствует нашим потребностям и ценностям, мы говорим, что он — плохой, ленивый, эгоист и т. д. Концепция ННО предлагает в этом случае искать причину не в недостатках собеседника, а в том, какие чувства, страхи и потребности послужили поводом для его поведения или поступка.
  2. Постоянные сравнения.Попробуйте сравнить свою внешность с внешностью фотомодели, а свои достижения — с успехами кого-нибудь из великих. Что вы при этом чувствуете? Такое упражнение позволит вам ощутить, как сравнения мешают сочувствовать себе и другим.
  3. Отказ от ответственности.Ссылка на внешние силы и отсутствие выбора превращаются в привычку приписывать причину своих намерений и поступков чему-то или кому-то другому.

Конфликт возникает в тот момент, когда в высказывании слышатся осуждение, критика, обвинение, предубеждение. Оценочные суждения вида «плохой — хороший» мешают взаимопониманию и вызывают агрессию. В противоположность такому стилю ненасильственное общение (ННО) основывается на способности человека искренне выражать себя, но при этом слышать, понимать и учитывать интересы других. Оно призывает к осознанности и сопереживанию.

Как можно использовать метод ННО в общении с ребенком?

Мы, взрослые, привыкли сообщать детям о чем-то недозволенном при помощи фраз «это нельзя», «так надо», «ты должен». Если ребенок делает что-то не так, родители часто срываются и говорят: «Ты безответственный, ты всегда все делаешь по-своему и мне на зло».

В концепции ННО такой способ общения называется — «язык волка». Реакция ребенка при таком обращении — чаще всего отказ. Тогда родители начинают нервничать и пытаются ребенка наказать. В результате возникает враждебность. «Язык волка» порождает протест, агрессию и уход в себя. Ребенок замыкается, и это означает неудовлетворенность его потребности в выборе, в понимании собственной важности, в признании самостоятельности. Кроме того, в такой ситуации страдают и отношения с родителями — пропадают доверие и взаимопонимание.

Можно ли доносить что-то до детей без угроз и обид?

Страх и вина — не лучшие помощники в воспитании. Когда мотивацией служит чувство вины, главный механизм заключается в том, что человек навязывает другим ответственность за свои чувства. Например, если родители говорят: «Нам плохо, когда ты получаешь низкие оценки в школе», они внушают ребенку, что от его действий зависит, счастливы они или несчастны. На первый взгляд, принятие на себя ответственности за чужие чувства легко спутать с заботой. Может показаться, что ребенок заботится о родителях и ему плохо из-за их страданий. Но если дети, принимая на себя такой тип ответственности, меняют свое поведение, чтобы соответствовать желаниям родителей, то они действуют не от чистого сердца, а из чувства вины.

Каким образом мы можем дать понять ребенку, что его потребности важны и могут быть удовлетворены?

Прежде всего посредством эмпатии. Она удовлетворяет потребность ребенка быть услышанным и понятым. Вместо угроз и наказаний можно попробовать перевести требования на язык потребностей. Сообщите ребенку, что вы понимаете его, и вместе придумайте решение, которое поспособствует реализации и его, и ваших потребностей.

Существует твердое убеждение, что, если ребенок сделал или сказал что-то неправильное или не сделал то, что должен был, то:

  • Он снова должен заработать доверие взрослого – «Я поверю, что ты действительно сожалеешь о содеянном, когда увижу, что ты это исправил»;
  • Ребенок, который поступил «неправильно», способен подумать о последствиях, измениться или научиться, только если ему скажут в той или иной форме о том, как неправильно он поступил;
  • Ребенку говорится о том, что наказание является следствием его действий или бездействия (отказа делать то, о чем его попросили), и он заслуживает это наказание, когда нарушает правила или не подчиняется.

Здесь можно привести и другие примеры.

Если говорить о модели ненасильственного общения (ННО) упор делается на взаимосвязь чувств и неудовлетворенных потребностей.

Например:

  • Родитель признает, что, даже когда он расстроен, взаимосвязь с ребенком должна стоять на первом месте и вести к исправлению конфликта.
  • Ребенок учится узнавать о том, что чувствует родитель по поводу произошедшего, на естественных последствиях: «Я очень испугался, когда увидел, как ты влез туда, и переживал, что ты можешь травмироваться».
  • Способность родителей проявлять внимание, заботу, любовь и поддержку чувств ребенка в этой сложной ситуации дает ребенку понимание, что он по-прежнему хороший и любимый человек, даже в случае конфликта.
  • Так как ребенок верит, что внимание и руководство родителей происходят потому, что родители заботятся о нем, и так как чувства ребенка были приняты во внимание, ребенок может услышать и принять во внимание мнение своих родителей и вынести из конфликтной ситуации настоящий урок.
  • Дети, совершая ошибки, не стесняются делиться чувствами и искать поддержки своих родителей. У них нет необходимости скрывать свои ошибки, винить других или нападать на членов семьи, потому что они уверены в том, что все проблемы будут решены с пониманием и заботой к чувствам и уникальной точке зрения каждого. Дети более склонны брать на себя ответственность, например, за домашние обязанности, с верой в то, что ими будут руководить, а не критиковать их.

В концепции ННО дети узнают, что вызовы, – это возможности для обучения, а не доказательство того, что с ними что-то не так. Они учатся слушать и признавать чувства и позицию других людей посредством получения того же. Они учатся выражать свои чувства мирным способом и искать такое решение проблемы, которое удовлетворяет наибольшее количество потребностей. Они узнают, что урегулирование конфликтов предполагает понимание друг друга и сопереживание друг другу, они увеличивают словарный запас для выражения эмоций и потребностей и приобретают замечательные навыки разрешения конфликтов, которые будут верно служить им всю жизнь.

Отказ от насилия улучшает качество жизни и общение всех членов семьи. Метод ННО применим абсолютно в любых сферах. Он помогает улучшать отношения с людьми, справляться с агрессией, учиться эмпатии, избегать шаблонов мышления и выражения мыслей, преодолевать непонимание и находить общий язык во многих ситуациях. При этом просто выучить правила недостаточно, надо применять их на практике. Тогда общение с детьми, родителями, друзьями на работе и в других ситуациях станет более эффективным и позволит быстрее и легче справляться с любыми конфликтами.

Профилактика насилия

Конец формы

Рекомендации для родителей по профилактике насильственных действий в отношении несовершеннолетних

1. Разговаривайте со своим ребенком, убедите его в том, что он может рассказывать Вам обо всем, что с ним случается. Заверьте, что Вы не будете сердиться и ругать его, что бы ни произошло. Скажите: «Нет таких плохих вещей, о которых бы мы не могли поговорить с тобой».

2. Расскажите ребенку о «хороших» и «плохих» прикосновениях. Скажите, чтобы он ОБЯЗАТЕЛЬНО рассказал Вам о случаях «плохих» прикосновений, даже если это был кто-то из родственников или хорошо знакомых людей.

3. Обсудите с ребенком, что такое «хорошие» и «плохие» секреты. Попросите его привести примеры таких секретов.

4. Если ребенок не хочет оставаться с кем-то из взрослых, задумайтесь, почему это происходит.

5. Верьте своему ребенку. Дети крайне редко лгут о сексуальном насилии, особенно маленькие дети. Не игнорируйте рассказ ребенка.

6. Если ребенок рассказал о насилии, постарайтесь не испугать его своей реакцией. Ребенок, увидев, что расстроил Вас или рассердил, может больше ничего не рассказать ни Вам, ни специалистам.

7. Ни в коем случае не обвиняйте ребенка («почему ты не защищался?», «почему ты позволила это сделать с собой?»). Самое главное – разъяснить ребенку, что он не виноват в случившемся.

8. Обязательно обратитесь к специалистам, которые могут оказать профессиональную помощь Вашему ребенку. Не занимайтесь сами расследованием случившегося. Сообщите о происшедшем в правоохранительные органы или соответствующие компетентные организации.

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Уважаемые родители!

В последнее время растет число детей, ставших жертвами сексуального насилия. Сексуальное насилие причиняет непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей. У таких детей формируется заниженная самооценка, что влечет сложности в общении со сверстниками. Некоторые из них и сами становятся насильниками. Жертвой сексуальных домогательств ребенок может стать не только на улице, в подъезде дома, учреждении образования, оздоровительном лагере, но и дома. В большинстве случаях преступником становится родственник ребенка, отец, дедушка, отчим или близко знакомый ему человек. Для совершения преступлений против половой неприкосновенности детей используется Интернет.
Любой ребенок может стать жертвой сексуального насилия, но чаще – это послушные, доверчивые, а также заброшенные, ненужные своим родителям дети.

Чтобы не случилось беды:

  • Приучите своих детей рассказывать Вам о событиях своей жизни, друзьях и научитесь их внимательно слушать;
  • Поощряйте детей делиться с Вами своими самыми сокровенными переживаниями;  
  • Будьте в курсе взаимоотношений своих детей со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • Задавайте детям вопросы об их переживаниях, страхах и огорчениях;
  • Научите своих детей правилам безопасного поведения. Разъясните, что не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше. Научите ребенка твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на его неприкосновенность.
  • Установите программу «Родительский контроль» на персональных компьютерах своих детей.

Самым надежным способом, который поможет Вашему ребенку противостоять насилию, является Ваша любовь, внимание и взаимное доверие. 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по профилактике насилия в семье

     «Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит H. Kempe.
     Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

     Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии — это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания — это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня — это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению. Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
  Физическое насилие- это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
    Сексуальное насилие- это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
     Психическое (эмоциональное) насилие- это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

  ПАМЯТКА
по предотвращению насилия в семье, жестокого обращения с ребенком

     Проблема насилия в семье, жестокого обращения на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспризорности.
     Под жестоким обращением с детьми понимаются не только случаи физического и сексуального насилия или развращения, но также пренебрежение основными интересами и нуждами детей, то есть неудовлетворение их потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером жестокого отношения с малолетними детьми является оставление их без присмотра, что зачастую приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим тяжелым последствиям.
     Жестокое обращение с детьми может иметь место не только в семье, но и в детских образовательных и воспитательных учреждениях.
     Формы насилия над детьми:

  • физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей, в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.);
  • отсутствие заботы о детях — невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре;
  • эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие: брань, крики, обвинения в адрес ребенка, принижение его успехов, унижение его достоинства и т.д.);
  • сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старшего его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка.

     Лица, которые могут обнаружить факты жестокого обращения с ребенком:

  • врачи, персонал и администрация больниц, медицинские сестры, персонал неотложной помощи, работники судебно-медицинской экспертизы, психологи, психиатры, другие медицинские работники;
  • социальные работники;
  • учителя, администрация и персонал учебных учреждений, детских садов, яслей;
  • работники правоохранительных органов.

     О фактах жестокого обращения с ребенком или насилия над ним можно сообщить: в ИДН, сектор охраны детства, в СПЦ.

     Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:
     1.Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя
     2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.
     3.При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками).
     Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем.
     Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры.
     Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.


Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».

«Правило пяти «нельзя».

– Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

– Нельзя заходить с ними вместе в подъезд, лес и другие нелюдные места.

– Нельзя садиться в чужую машину.

– Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

– Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

– Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

– Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

– Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

– Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

– Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;

– Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;

– Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;

– Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;

– Отсутствие целей и планов на будущее;

– Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;

– Пессимистическая оценка своих достижений;

– Неуверенность в себе, снижение самооценки.

– Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.
– Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
– Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
– Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.
– Признаки, связанные со здоровьем.
– Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.

— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.

— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.

— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.

— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.

— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.

— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.

Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.

  1. Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя – слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
  2. Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
  3. Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
  4. Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.
  5. Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».
  6. Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины – это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе” друзей из уголовного мира.

Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка. Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.

В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

Что вы можете сделать, чтобы обезопасить своих детей.

– Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время. – Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.

– Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;

– Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;

– Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

– Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.

– Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.

– Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

Как пережить утрату

Как помочь ребёнку пережить утрату?

Потеря близкого человека – это всегда тяжело, а детям это даётся ещё труднее. От того, как ребёнок справится с утратой, во многом зависит его будущее.

Как вы можете помочь детям пережить потерю?

▪Не удивляйтесь никаким поведенческим или личностным изменениям.

▪ Заботьтесь о них и утешайте, проводите с ними больше времени.

▪ Проследите, чтобы они знали, куда вы уходите, когда вы вернетесь.

▪ Разрешите им говорить о случившемся, когда им этого хочется.

▪ Поощряйте их к тому, чтобы они дали вам знать, когда они думают об этом или когда возникают новые реакции.

▪ Обозначайте словом – особенно с маленькими детьми – чувства, которые они испытывают: например, «тебе грустно», «тебе страшно», «ты печалишься» и т.п.

▪ Поговорите с учителями – чтобы они правильно поняли изменения в поведении детей.

▪ Будьте терпеливы, если у детей появляются затруднения, связанные с концентрацией внимания, с выполнением школьных заданий и в других областях.

▪ Следует понимать, что новые физические реакции, такие, как головная боль, слабость и т.п. являются ответом на переполняющие детей страхи и попыткой избежать их.

▪ Помогите детям поделиться своими страхами и беспокойством.

▪ Помогите детям часто возвращаться к добрым воспоминаниям о погибшем, особенно в самые трудные дни.

▪ Не торопите их, говоря: «Ну, пора уже об этом забыть».

Возрастные особенности переживания утраты детьми разного возраста:

В своем реагировании на утрату ребенок по мере взросления постепенно приходит к взрослым способам восприятия и переживания потери.

1.В возрасте от 3 до 6 лет дети воспринимают смерть сродни сну или путешествию. Ребенок не в состоянии понять значение слов «смерть», «всегда» или «никогда больше не вернется». Ребенок будет искать умершего человека, но, в конце концов, откажется от своих попыток и смирится; он будет реагировать на утрату, становясь надоедливым и раздражительным, или замыкаться в себе.

2.Младшие школьники (7—9 лет) часто задумываются о смерти, потому что они уже понимают, что смерть неизбежна и окончательна. Они знают, что основные жизненные обстоятельства изменить невозможно.  В этом возрасте дети понимают реальность смерти, но им трудно вообразить себе, что они или близкие им люди могут умереть.

3.Для возраста 10—12-лет характерно периодическое чередование состояния грусти и развлечений, поэтому, чтобы минимизировать пугающие фантазии и сильные переживания у детей, важно давать им точную и подробную информацию о смерти и разрешать им задавать вопросы.

4.Мышление старших подростков уже похоже на способ мышления взрослых. Однако психологические защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя: «Кто я?» Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Подростки могут регрессировать на более ранние представления о смерти, но обычно они заняты поисками смысла смерти.

  Когда необходимо обратиться за профессиональной помощью:

▪ ребенок горько плачет в течение долгого времени

▪ у ребенка случаются частые и продолжительные приступы гнева

▪ происходят резкие изменения в поведении ребенка

▪ заметно снижаются школьные успехи и оценки

▪ ребенок надолго замыкается в себе

▪ ребенок теряет интерес к друзьям и к занятиям, которые он прежде любил

▪ ребенку снятся кошмары и нарушается сон

▪ ребенок часто жалуется на головные боли и другие недомогания

▪ ребенок резко худеет

▪ ребенок становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни

▪ ребенок видит будущее в мрачном свете, или вообще не проявляет интереса к этой теме.

Важно помнить, что все процессы протекают индивидуально и всем нужно разное время для восстановления. Будьте рядом!

Признаки подростковой депрессии

Профилактика суицидального поведения

Памятка родителям по профилактике суицида

Суицид — намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. 

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

— переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;

 — действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

 — переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

 — чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

 — боязнь позора, насмешек или унижения;

 — страх наказания, нежелание извиниться;

 — любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

 — чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;

 — желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

 — сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

 — прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

 — косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

 — много шутит на тему самоубийства;

 — проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Подросток может:

1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;

2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

— в еде — есть слишком мало или слишком много;

 — во сне — спать слишком мало или слишком много;

 — во внешнем виде — стать неряшливым;

 — пропускать занятия, не выполнять домашние задания,     избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;

 — замкнуться от семьи и друзей;

 — быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;

-ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

 — проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

 — социально изолирован, чувствует себя отверженным;

 — живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);

 — ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального;

 — предпринимал раньше попытки самоубийства;

 — имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

 — перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

 — слишком критически относится к себе.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь — психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
  6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
  7. 7.Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
  8. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.

Все суициды делятся на три группы:

— истинные,

— скрытые,

— демонстративные.

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду — размышления человека о смысле жизни. Поэтому своего рода «группу риска» по суицидам составляют подростки. Подросток часто не находит для себя ответа, каково его предназначение в этом мире, а в силу подросткового максимализма принять ответ — «жить для того, чтобы жить» — ему еще очень трудно. Основной процент самоубийств «из-за любви» происходит потому, что детская влюбленность — не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН.

Демонстративный суицид. Но основная часть суицидов – это попытка подростка вести диалог, только вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на «неуправляемость» детей и подростков: на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища. Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой, или начинают давать ему успокоительные препараты. А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штанишки. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть наругают, но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и как ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью — «наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть, вернее, был…» Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа — «сделай то-то и то-то или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд…». И бич демонстративных самоубийц — случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон… А они-то хотели только попугать! Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: нельзя бросать близких. Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: «Я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе!» Скажите же такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно, и если он хочет в этой жизни быть значимой личностью, то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами.

Скрытый суицид — удел тех, кто понимает, что самоубийство — не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути человек найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты. Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому советуем не оставлять без внимания такие высказывания. Здесь важно очень осторожно, тактично, умно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему: «Да ты не думай об этом!» Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: «Не думай о слоне». Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно также нельзя впрямую отговорить человека «не думать о суициде». Лучше «подкинуть» ему иную работу для мозгов.

Вообще суицид — не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.

Любой суицид — это личное, осознанное решение самого человека. И лучшая профилактика суицида — дать возможность подростку позитивно ощутить право распоряжаться собственной жизнью, равно как и право искать другие методы для решения его проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого — уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью.

Тревожность у подростков

С чем связано появление тревоги и навязчивых мыслей у подростков? Является ли это нормой?

Время от времени каждый человек испытывает чувство тревоги. Одно и то же событие у двух людей может вызвать разные эмоциональные состояния: кто-то не придаст большого значения неприятности, а другой человек будет долгое время расстраиваться. Тревога — это отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия. Тревога необходима для того, чтобы увидеть угрозу, мобилизовать свои силы и справиться с ней. Это чувство как устойчивая личностная черта формируется в подростковом возрасте. 

Появление скрытой тревоги зависит от индивидуальных особенностей и наличия в опыте подростка следующих составляющих:

  • неправильное воспитание и неблагополучные детско-родительские взаимоотношения;
  • неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками;
  • низкий уровень самооценки;
  • неуспешность в школе.

Один из вариантов тревожного состояния – навязчивые мысли – образы или побуждения, которые бесконтрольно, против воли человека вторгаются в сознание. Навязчивые мысли часто появляются тогда, когда есть чьё-либо определённое оценочное отношение к нашим действиям и поступкам. В подростковом возрасте особенно значимо социальное окружение и внешняя оценка. Сверстники могут влиять на появление определённых навязчивых мыслей (зацикливание). Если подросток беспрестанно возвращается к определённой мысли, не может переключиться на что-то другое, то это уже не является нормой. Также важны интенсивность и форма проявления навязчивых мыслей. В одном случае при наличии патологии нужно обращаться к врачу-психиатру, а в другом случае будет достаточно консультации психолога, чтобы разобраться в причинах тревожности ребёнка.

Что провоцирует возникновение тревожных эмоциональных состояний?

В подростковом возрасте ребёнок получает новый опыт, знания о себе и окружающих. В этом периоде взросления происходит столкновение внутренних конфликтов, которые приходится решать самостоятельно. У каждого подростка существуют свои значимые события, вызывающие переживания. К различным тревожным проявлениям могут привести ситуации экзамена, первой любви, ссоры с другом. Ведущая потребность подросткового возраста – общение со сверстниками, поэтому важные события будут связаны с ближайшим социальным окружением. В некоторых ситуациях может возникать эффект заражения, когда возникновение тревоги провоцируют окружающие. Например, если члены семьи очень волнуются и переживают из-за экзамена ребенка, то и ребёнок подхватывает схожие ощущения. 

Как помочь подростку разобраться в своих эмоциях: рекомендации родителям

В психологии есть такое понятие как эмоциональный интеллект – это умение распознавать чувства других людей и управлять своими собственными состояниями. Такая способность закладывается в младенческом возрасте, когда ребёнок считывает разные эмоции заботящегося о нём взрослого, копирует их и в дальнейшем применяет в своей жизни. Чтобы помочь подростку разобраться в своих состояниях, взрослому необходимо самому озвучивать собственные чувства и позволять это делать ребёнку. Важна возможность выражать эмоции – проговаривание позволяет их осознать. Если родитель запрещает ребёнку чувствовать («не злись», «не плачь»), то это может привести к психосоматическим расстройствам. 

Существуют различные психологические приёмы самопомощи в стрессовых ситуациях: дыхательные упражнения, практики на мышечное расслабление, переключение с одних мыслей на другие. Подростка необходимо обучать данным приёмам. Однако в силу возрастных особенностей (перепады настроения) подростки зачастую не могут справиться самостоятельно со своими эмоциями. В таком случае рядом должен быть внимательный и чуткий взрослый, который будет фиксировать эмоциональные состояния ребёнка и бережно относиться к его чувствам. Задача взрослого – принять то, что вызывает тревогу. Для ребёнка крайне важно ощущать психологическую поддержку, тогда он не остаётся один на один со своими переживаниями.

Если взрослые отмечают большое количество разных признаков тревожного состояния, то необходима консультация психолога. По итогам психологической консультации может быть принято решение об обращении к детскому врачу-психиатру. К сожалению, в некоторых случаях родители не видят какой-либо необходимости в помощи специалистов. Вследствие чего состояние ребёнка усугубляется и начинает выражаться в отклоняющемся поведении. 

Как избежать возникновения тревоги у подростка?

Невозможно оградить ребёнка от всех внешних и внутренних конфликтов, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно. Поэтому тревога и страх будут. Подросток учится преодолевать жизненные трудности и управлять своим состоянием. Задача взрослого – направлять и сопровождать ребёнка в тревожных ситуациях, принимать его чувства, передавать свои знания и опыт. Важно учитывать симптоматику, которая есть в состоянии тревоги. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо учитывать значимые для ребёнка области жизни и бережно к ним относиться. Если взрослый отрицает важность чего-либо, то подросток начнёт тщательно скрывать свои переживания и эмоции. Тогда родителю будет сложнее своевременно оказать эмоциональную помощь и поддержку.

Тревожность у подростков

С чем связано появление тревоги и навязчивых мыслей у подростков? Является ли это нормой?

Время от времени каждый человек испытывает чувство тревоги. Одно и то же событие у двух людей может вызвать разные эмоциональные состояния: кто-то не придаст большого значения неприятности, а другой человек будет долгое время расстраиваться. Тревога — это отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия. Тревога необходима для того, чтобы увидеть угрозу, мобилизовать свои силы и справиться с ней. Это чувство как устойчивая личностная черта формируется в подростковом возрасте. 

Появление скрытой тревоги зависит от индивидуальных особенностей и наличия в опыте подростка следующих составляющих:

  • неправильное воспитание и неблагополучные детско-родительские взаимоотношения;
  • неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками;
  • низкий уровень самооценки;
  • неуспешность в школе.

Один из вариантов тревожного состояния – навязчивые мысли – образы или побуждения, которые бесконтрольно, против воли человека вторгаются в сознание. Навязчивые мысли часто появляются тогда, когда есть чьё-либо определённое оценочное отношение к нашим действиям и поступкам. В подростковом возрасте особенно значимо социальное окружение и внешняя оценка. Сверстники могут влиять на появление определённых навязчивых мыслей (зацикливание). Если подросток беспрестанно возвращается к определённой мысли, не может переключиться на что-то другое, то это уже не является нормой. Также важны интенсивность и форма проявления навязчивых мыслей. В одном случае при наличии патологии нужно обращаться к врачу-психиатру, а в другом случае будет достаточно консультации психолога, чтобы разобраться в причинах тревожности ребёнка.

Что провоцирует возникновение тревожных эмоциональных состояний?

В подростковом возрасте ребёнок получает новый опыт, знания о себе и окружающих. В этом периоде взросления происходит столкновение внутренних конфликтов, которые приходится решать самостоятельно. У каждого подростка существуют свои значимые события, вызывающие переживания. К различным тревожным проявлениям могут привести ситуации экзамена, первой любви, ссоры с другом. Ведущая потребность подросткового возраста – общение со сверстниками, поэтому важные события будут связаны с ближайшим социальным окружением. В некоторых ситуациях может возникать эффект заражения, когда возникновение тревоги провоцируют окружающие. Например, если члены семьи очень волнуются и переживают из-за экзамена ребенка, то и ребёнок подхватывает схожие ощущения. 

Как помочь подростку разобраться в своих эмоциях: рекомендации родителям

В психологии есть такое понятие как эмоциональный интеллект – это умение распознавать чувства других людей и управлять своими собственными состояниями. Такая способность закладывается в младенческом возрасте, когда ребёнок считывает разные эмоции заботящегося о нём взрослого, копирует их и в дальнейшем применяет в своей жизни. Чтобы помочь подростку разобраться в своих состояниях, взрослому необходимо самому озвучивать собственные чувства и позволять это делать ребёнку. Важна возможность выражать эмоции – проговаривание позволяет их осознать. Если родитель запрещает ребёнку чувствовать («не злись», «не плачь»), то это может привести к психосоматическим расстройствам. 

Существуют различные психологические приёмы самопомощи в стрессовых ситуациях: дыхательные упражнения, практики на мышечное расслабление, переключение с одних мыслей на другие. Подростка необходимо обучать данным приёмам. Однако в силу возрастных особенностей (перепады настроения) подростки зачастую не могут справиться самостоятельно со своими эмоциями. В таком случае рядом должен быть внимательный и чуткий взрослый, который будет фиксировать эмоциональные состояния ребёнка и бережно относиться к его чувствам. Задача взрослого – принять то, что вызывает тревогу. Для ребёнка крайне важно ощущать психологическую поддержку, тогда он не остаётся один на один со своими переживаниями.

Если взрослые отмечают большое количество разных признаков тревожного состояния, то необходима консультация психолога. По итогам психологической консультации может быть принято решение об обращении к детскому врачу-психиатру. К сожалению, в некоторых случаях родители не видят какой-либо необходимости в помощи специалистов. Вследствие чего состояние ребёнка усугубляется и начинает выражаться в отклоняющемся поведении. 

Как избежать возникновения тревоги у подростка?

Невозможно оградить ребёнка от всех внешних и внутренних конфликтов, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно. Поэтому тревога и страх будут. Подросток учится преодолевать жизненные трудности и управлять своим состоянием. Задача взрослого – направлять и сопровождать ребёнка в тревожных ситуациях, принимать его чувства, передавать свои знания и опыт. Важно учитывать симптоматику, которая есть в состоянии тревоги. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо учитывать значимые для ребёнка области жизни и бережно к ним относиться. Если взрослый отрицает важность чего-либо, то подросток начнёт тщательно скрывать свои переживания и эмоции. Тогда родителю будет сложнее своевременно оказать эмоциональную помощь и поддержку.